Джаз на ярком солнце

В Камышлове состоялся очередной джазовый фестиваль на открытом воздухе UralTerraJazz 2015, специальным гостем которого стал вокалист из Германии Филипп Вайс. В интервью «Областной газете» он рассказал о своём пути в музыке, впечатлениях от города и фестиваля, а также философии джаза.

О джазовой традиции
— В детстве — мне было, наверное, лет восемь — дедушка дал мне послушать радио. И не знаю почему, но я сразу отыскал волну, на которой крутили джаз. В юности мне прочили карьеру классического исполнителя. В Германии это очень прибыльное направление, и мне говорили: «Здесь не Америка. Джазом ты себя не прокормишь». Но, видимо, джаз у меня в крови, и я знал, что должен поехать в Штаты — туда, где родилась эта музыка. Конечно, в клубах Мюнхена и Берлина джаз играют с 1920-х. Но я говорю о традиции, которая идёт из Америки.

О роли наставника
— В Нью-Йорке во время одного из наших выступлений в клуб зашёл Марк Мерфи. Я попросил его о частном уроке, снял помещение, он пришёл туда и сказал: «Ладно, пой». Без лишних разговоров. Надо сказать, я порядком разнервничался — ещё бы, когда перед тобой легенда джаза. Когда я закончил, он сказал: «Парень, с тобой можно работать». Мы стали друзьями, и это дало мне ощущение связи с Нью-Йорком. Именно благодаря Мерфи я познакомился со многими известными музыкантами и смог почувствовать дух этого города.

О музыкальном влиянии
— У Тони Беннетта я научился концентрироваться на мелодии. Тони обладает удивительной способностью: он может стоять на сцене совершенно неподвижно и петь. Он всегда говорил: «Я пою для людей», имея в виду необходимость отдавать. Мир — довольно неуютное место, и если мы не задумываемся, для чего мы поём, он не станет лучше. Синатра был, скорее, таким крутым парнем — и я восхищаюсь его исполнением — но Тони… Когда он выходит на сцену — я видел его, когда ему было 87 — он просто излучает вокруг позитивную энергию.

О важности мелодии
— Есть ритм, гармония, аранжировка, но ключ ко всему — мелодия. Этому меня научил Стив Кун. Многие джазовые музыканты просто не понимают этого, с ходу начинают импровизировать, не задумываясь о том, что тот, кто её написал, возможно, обладал большим талантом, нежели они сами. Билл Эванс играл мелодию во всех тональностях лишь для того, чтобы отыскать эту скрытую красоту. И только после этого начинал импровизировать. Нужно испытывать чувство уважения к песне. Если кто-то говорит, что песня «отжила своё», скорее всего, в нём самом нет жизни.

О преподавании
— Я профессор университета в Мюнхене. Если кто-то приходит и говорит: «Научите меня петь», это не ко мне. Я не говорю своим студентам: «Страница такая-то, упражнение номер…» и вообще не пользуюсь книгами. Моя книга — в моей голове. Я занимаюсь вокалом двадцать лет, но всё ещё работаю над своим голосом, упражняюсь каждую неделю. Я знаю, как петь, знаю, как это делается, и могу это объяснить, но я не тот педагог, который скажет вам, что делать. Я стараюсь придать импульс, помогаю освоить технику, приёмы импровизации, но делаю это с позиции исполнителя, не педагога.

О Екатеринбурге
— Я уже бывал в Екатеринбурге в 2006 и в 2011 годах, но у меня ни разу не было возможности посмотреть город. Обычно прилетаешь, репетируешь, играешь концерт и уезжаешь. Мне бы хотелось задержаться на день, побывать в храмах, увидеть интересные места. К счастью, мне удалось познакомиться со многими замечательными людьми. Это заставляет меня возвращаться сюда снова. Люди очень приветливые и гостеприимные, среди них много поклонников джаза. Такое встречаешь не везде.

О выступлении на UralTerraJazz 2015
— Открытая площадка для меня — нечто новое. Я привык к залам или клубным концертам. Сначала мне подумалось, что необычно играть джаз на ярком солнце, но публика оказалась настолько отзывчивой, что эти мысли быстро развеялись. Очень здорово видеть людей, их лица, и такой простор вокруг. И видеть небо, когда поёшь — это прекрасно!

Фото: Александр Зайцев.

Фото: Александр Зайцев.

Автор: Иван Осенков.
Областная газета.
#utjazz