Даниил Крамер

Уже седьмой год Даниил Крамер  является художественным руководителем фестиваля «UralTerraJazz»! Знакомить поклонников фестиваля с Даниилом Крамером нет нужды, ведь уже нет людей которые не слышали о этом выдающемся джазовом пианисте. Но тем не менее, говорить о нем каждый раз приятно.

Даниил КРАМЕР — самый известный российский джазовый пианист, продюсер, педагог. Каждое выступление артиста полностью непредсказуемо — от страйд-пиано до «третьего течения» и джаз-рока, от джаза — к классике, от медитативного погружения — к карнавальному шоу. Его концерты собирают аншлаги в филармонических концертных залах и на фестивальных сценах, журналисты беседуют с ним о мистике в исполнительском искусстве, его мастер-классы проходят в переполненных студенческих аудиториях. Для десятков тысяч поклонников Даниил КРАМЕР не просто артист — он просветитель, единственный в своем роде «евангелист джаза», чье сценическое высказывание о музыке является единственно верным.

Многие джазовые музыканты, такие как Малика ТИРОЛЬЕН, Тесса СУТЕР, Миша ПЯТИГОРСКИЙ, Надя ВАШИНГТОН, Роберт АНЧИПОЛОВСКИЙ, стали известными российскому слушателю благодаря совместным гастрольным турам с маэстро КРАМЕРОМ.

Даниил КРАМЕР общается со слушателем на собственном «музыкальном эсперанто», объединяя противоположные музыкальные стили в едином и органичном концертном шоу. Джазовая тема может быть сыграна в манере Шуберта или Баха, Чайковский может быть превращен в джазово-имрессионистическую картину, в музыке Моцарта внезапно появляются элементы музыки кантри.

Ученик легендарного советского педагога Евгения Либермана и победитель конкурса джазовых импровизаторов в Вильнюсе в 1982 году, Даниил КРАМЕР одинаково свободно играет в первом отделении концерта Моцарта и Гершвина, а во втором — традиционный американский блюз. Классическая исполнительская и композиторская школа делают звук КРАМЕРА глубоким, отточенным в каждом мгновении, владение инструментом доведено практически до абсолюта.

Даниил КРАМЕР многое делал в России впервые. Впервые в истории Московской консерватории открыл там класс джазовой импровизации. Впервые в России создал систему филармонических джазовых абонементов. Впервые в России вывел на академическую сцену блюз в качестве серьезного концертного жанра. Впервые на сцене концертного зала им. Чайковского в фестивале «Джазовая Коллекция» показал возможности концертного объединения джаза с классическим балетом, боди-артом и высокой модой. И, наконец, первым из российских джазменов создал авторское аналитическое телевизионное шоу «Истинная роль» на телеканале ОТР.

Действительно, то, что делает за роялем КРАМЕР, не поддается понимаю и объяснению. Он играет всем телом, то улыбаясь своей выдумке, то замирая в растерянности; поет всей душой: в первых рядах даже можно услышать развитие мелодии до того, как она ляжет на клавиши; и даже пританцовывает — был бы под ним вращающийся стул, он бы еще успевал выписывать сидя на нем пируэты. С известными мелодиями музыкант обращается как с сырым куском глины, лепя из них нечто совершенно новое, свое. Он словно заигрывает с публикой, то окуная ее в безудержные ритмы джаза, то уводя в спокойное течение классики. Но переходы эти так неожиданны и так стремительны, что не успеваешь привыкнуть к одному звучанию, а значит утомиться — КРАМЕР все время держит слушателей в напряжении и каждый раз застает их врасплох.

 

PAVON. KZ

КРАМЕР — музыкант, обладающий безукоризненным вкусом, и его жанровые состыковки, скажем, Чайковского с Гершвином или Эллингтоном свидетельствуют об очень уважительном отношении к авторскому музыкальному тексту. Пианист великолепно владеет динамикой звучания. Широчайшая палитра оттенков поражает, а контрасты от форте до пианиссимо порой просто ошарашивают.

 

Samcult. ru


Есть люди, без которых (даже когда их творческий путь резко индивидуален!) невозможно представить себе определённый пласт искусства в целом. Нет русской поэзии начала XX века без Маяковского, нет классической отечественной живописи без Левитана, и нет современного российского джаза без Даниила КРАМЕРА.

В чём его индивидуальность? В том, что для обычного артиста отдельные характеристики складываются в сумму, а КРАМЕР возводит свои характеристики в степень. Его пианизм не просто подкрепляется его организаторским талантом, но выходят на принципиально новый уровень из-за многообразия открывающихся возможностей.

Его просветительские идеи не просто гарантируются потрясающей работоспособностью самого артиста и организатора, но выживают с её помощью в самые безнадёжные времена и приносят плоды уже тогда, когда страна и искусство в целом лишь начинают приходить в себя после очередных катаклизмов. Его взаимодействие с партнёрами не просто упрощается обширными международными связями и формальными артистическими достижениями и наградами, но даёт начало целым самостоятельным направлениям в практическом и живом джазе.

КРАМЕР — в первую очередь созидатель, а не пианист, продюсер, педагог или просветитель. Взяв из академической музыки исполнительский перфекционизм и взяв из джаза естественность и обязательность импровизации, он давно стал самостоятельным явлением в отечественной (да и всемирной) истории музыки. У настоящего джазового мастера спонтанная импровизация на всем знакомую тему делается самостоятельным произведением и тщательно изучается последователями.

КРАМЕР всю жизнь делает то же самое, но уровнем выше — он импровизирует не столько за роялем на сцене, сколько в области современного джаза как такового. Да, безусловно, он нестандартен как музыкант — и именно за это ему рукоплещут самые престижные залы мира, наблюдая за выступлением здесь и сейчас. Но он так же нестандартен и как продюсер — и те же самые залы рукоплещут его креатурам, многочисленным фестивалям, необычным проектам, ярким и неожиданным гастролёрам и коллегам, его ученикам и его последователям даже тогда, когда самого КРАМЕРА нет на сцене, в городе, в стране.

О КРАМЕРЕ можно многое говорить в обычных терминах — премии, учителя, фестивали, записи. Но можно сказать и короче: в отличие от множества других, которые обладают более или менее тем же самым, КРАМЕР — это не о премиях и не о местах в хит-парадах. КРАМЕР — это о джазе как об индустрии, как о форме существования. Как о деле всей жизни, которое давно стало чем-то куда большим.


#utjazz #uralterrajazz #камышлов