Даниил Крамер: Отечественный джаз живее всех живых

Российский джаз, которому в этом году исполнится 100 лет, живее всех живых и подходит к этой даже во всеоружии, полагает народный артист РФ, пианист Даниил Крамер. В нынешних условиях, как считает музыкант, у отечественных джазменов есть хороший шанс заявить о себе. К слову, им удалось это сделать на фестивале UralTerraJazz (Крамер — худрук этого мероприятия), который вновь состоялся 6 августа в старинном уральском городе Камышлов. О том, чего смог достичь джаз в России за век существования и что его ждёт в ближайшем будущем, музыкант рассказал в интервью Накануне.RU.

— Расскажите, как вышло, что вы являетесь художественным руководителем UralTerraJazz?

— Фестивалю, считая пропущенные «пандемийные» годы, уже восемь лет. Инициативу о том, чтобы я был худруком мероприятия, проявили администрация Камышлова, директор клуба EverJazz (Екатеринбург) Ирина Щетникова и мой агент Ярослав Сартаков. Камышлов не хотел делать «попсовый» День города, который все и так делают, идею о проведении фестиваля поддержало заксобрание Свердловской области, оно взяло шефство над UralTerraJazz. Все знали, что я в Екатеринбурге делал разные фестивали, мне знакома специфика. Но то, что обычно требуется для начала — инициатива, — это исходило отсюда, с места. Это самое главное, когда люди хотят большего, хотят меняться. При этом, выбирая программу, мы не ориентируемся, как это делают попса и русский шансон, на вкусы публики — мы эти вкусы формируем.

— Ранее вы говорили о том, что, отбирая вам музыкантов для утверждения на фестиваль, агенты ставят довольно высокую планку. Так было и в этот раз?

— Выступавшие сегодня со мной ребята пока ещё не джазмены мирового уровня. В этом году была другая задача. Мы хотели вывести на сцену молодых музыкантов, чтобы они получили опыт игры с опытным, техничным музыкантом Крамером. А так, конечно, мои агенты подбирают мне музыкантов не ниже моего уровня. Мало того, я их прослушиваю и беру тех, кто мне подходит по самым разным параметрам. Чаще я выбираю не своих музыкальных единомышленников, а тех, кто играет не так, как я. Когда у людей другой взгляд на музыку, способ игры, это означает, что я что-нибудь «рожу» на сцене.

— В этом году российскому джазу исполнится 100 лет. На ваш взгляд, с чем он подошёл к юбилею?

— Отечественный джаз очень даже жив. Советский джаз прошёл несколько своеобразных этапов. Сначала это был странноватый период. Вроде, слышали что-то про джаз, что-то знаем, но делаем всё по-своему. Это если мы говорим о 1920-30-х. В 40-50-е был провал. Потом, начиная с 1960-ых, начался этап ученичества, постижения, накопления информации. Мы тогда всё время учились «у них». С 1980-ых началась учёба, переходящая в соревнование, но пока учёба. В этот момент уже были «сделаны» такие имена, как саксофонист Георгий Гаранян, Олег Лундстрем, Анатолий Кролл. Где-то со второй половины 1990-ых, когда сюда пошло достаточное количество информации, начался переход количества в качество, конкурентоспособность. И сегодня, на мой взгляд, отечественный джаз пришёл к своему 100-летию абсолютно конкурентоспособным на любом уровне: европейском, американском, мировом. Наши музыканты в разных странах это доказывают непрерывно. Я очень доволен тем, как быстро российский джаз набрал информацию и в каком состоянии он подошёл к юбилею.

— Слушатель должен быть подготовленным к джазу, или тут всё решают эмоции?

— Главное, чтобы слушателю было приятно. Именно поэтому в культуре есть большой выбор. Например, классика Штрауса, Баха или Пендерецкого. Есть выбор жанров. Не знали джаза, пришли, послушали, может, понравилось. Вам надо разобрать, где главное, или же слушаете и кайфуете? Нужно только последнее. Вы ведь, влюбляясь в человека, не интересуетесь его анатомией. Отнесите это к музыке.

— В силу текущей ситуации на фестивале нет западных музыкантов. Нынешнее положение дел заставит российский джаз взлететь ещё выше или расслабиться, как считаете?

— Если заставит расслабиться, то позор нам. В сети осталось много информации, и никуда она от нас не денется. Конечно, ни культура, ни бизнес, ни наука не могут вариться в собственном соку. И музыканты не смогут. Да они и не хотят. Я, сделав до своего выступления кадры, отправил их в Голландию, Германию, США. Ответы пришли только положительные. Были опасения, что получу что-то вроде: «пока тут идут боевые действия, вы там празднуете». Нет! Культура соединяет. Та же культура, которая культивирует разрывы, «давайте украинское, не давайте русское», «отменим Льва Толстого, Антона Чехова»… ведь проходили уже это мракобесие. Уже сжигали книги Томаса Манна, Георга Гегеля. Но человечество такое, какое оно есть, учиться не желает.

Для этого и существуем мы. Не желает учиться человечество, но мы будем, как вода на сталактит, «капать на мозги». Ведь именно так, например, появилось понятие, что человеческая жизнь что-то стоит. Из-за того, что философия и культура «капали человечеству на мозги». Бывает, конечно, горе от ума, но оно — исключение из правил. Как кривая берёзка, из-за которой мы все берёзы любить не перестаём.

Автор: Михаил Лукашкин
Фото: Накануне.RU
#utjazz #uralterrajazz #камышлов